ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6

Записаться на прием

Расстройства аутического спектра

автор
Ольга Шемятовская
Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины

Расстройствами аутического спектра (сокращенно, РАС) называют нарушения нервного развития ребенка. РАС характеризуется проблемами социального взаимодействия, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Причины

Этиология заболевания на сегодняшний день не установлена точно. Ученые указывают на решающую роль генетических факторов, которые провоцируют некоторые изменения в развитии мозга. Нервная система такого малыша формируется не так, как у обычных детей. РАС чаще встречается у детей с определенными генетическими заболеваниями, чем среди населения в целом. В результате многочисленных исследований удалось доказать, что РАС не имеет никакой связи с вакцинацией.

С Расстройствами аутического спектра могут быть ассоциированы:

  • интеллектуальные нарушения
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • а также некоторые эпилептические синдромы.

Как проявляются расстройства аутического спектра?

Одним из возможных признаков РАС могут быть нарушения речи, но их может и не быть, это не исключает РАС:

  • задержка развития речи;
  • регресс навыка говорить или его полное отсутствие;
  • нежелание ребенка разговаривать, несмотря на то, что навык есть;
  • повторение слов, сказанных другими;
  • рассказы о себе во втором или третьем лице после 3 лет;
  • желание разговаривать только на определенные темы;
  • неправильное использование жестов или мимики;
  • монополизация разговоров;
  • непонимание юмора и сарказма.

Главные признаки РАС — нарушение социального взаимодействия, вот их примеры:

  • отсутствие стремления делиться интересами, желаниями, достижениями, удовольствиями;
  • незаинтересованность во взаимодействии с окружающими;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • отсутствие ответной улыбки;
  • плохая реакция на тактильный контакт;
  • неспособность налаживать отношения со сверстниками;
  • агрессивное поведение;
  • предпочтение одиночных игр;
  • пренебрежение или отсутствие реакции на социальные условности.

Нередко проявлением РАС является ритуальное поведение — повторяющиеся действия, например, ребенок раскачивается в определенном порядке, делает необычные жесты, перебирает что-то руками.

Диагностика

О расстройстве можно говорить только в том случае, если какие-то из перечисленных действий наблюдаются у ребенка постоянно. Диагноз может установить только детский психиатр или детский невролог. Несмотря на то, что признаки могут проявляться еще с годовалого возраста, заболевание диагностируют у детей старше 2 лет. Ранние признаки аутизма позволяет выявить специальный тест (M-CHAT-R).

Если РАС подтвердился

Лечение расстройства направлено на то, чтобы сделать ребенка независимым и максимально улучшить качество его жизни. С этой целью применяется раннее образовательное и поведенческое вмешательство. Мероприятия подбирают в индивидуальном порядке с учетом возраста, особенностей развития и потребностей ребенка. Как правило, терапия направлена на коррекцию основных проявлений РАС. С этой целью используют:

  • АВА-терапию — прикладной анализ поведения (основной и единственный доказанный метод лечения);
  • остальные методы терапии имеют низкий уровень доказательности, однако могут применяться с осторожностью при хорошем ответе конкретного ребенка (у хелирования, микротоков доказательной базы нет);
  • трудовая терапия — улучшает мелкую моторику и повышает адаптивные свойства нервной системы.

Обычно для ребенка составляется учебный план, в котором предусмотрены мероприятия для развития внимания, навыков общения, коммуникации имитации. Программа включает специальные игры, целью которых является коррекция поведения. Развитию также подлежат навыки самозащиты. План подразумевает не менее 25 часов развивающих занятий в неделю и корректируется по мере изменения потребностей маленького пациента.

Обучение должно проводиться в максимально дружелюбной среде. Приветствуется обучение родителей и активное участие в плане других членов семьи. Специфического медикаментозного лечения РАС не разработано.

Проявляйте терпение и настойчивость — результаты не заставят себя ждать!

Остались вопросы?
Ольга Шемятовская
Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины