Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение

автор
Ольга Шемятовская
Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз "задержка речевого развития", дело не только в "говорить". Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

  • малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;
  • ребенок возрастом 6-9 месяцев не издает никаких звуков;
  • годовалый малыш не произносит слов «мама», «папа» или любых других простых фраз или слогов, чтобы их позвать;
  • ребенок в возрасте 1,2-1,3 года для выражения своих желаний не использует иных слов, кроме обозначающих родителей;
  • ребенок не применяет никаких жестов относительно предметов, которые хочет взять;
  • малыш в полтора года в своем речевом запасе использует менее 5 слов или их звуковых эквивалентов;
  • ребенок не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные);
  • в 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, «я пришел», «привет, мама», «хороший котик» и др.), при этом сочетание невнятных слов допускается, важно, чтобы в них была суть.

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

  • Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?
  • Соответствует ли уровень интеллекта возрасту малыша?
  • Использует ли малыш невербальные методы коммуникации?
  • Есть ли у ребенка способности к символическому мышлению? Играет ли он с игрушками?
  • Есть ли у ребенка трудности с восприятием речи? Реагирует ли на обращение к нему?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

3. Обратиться к неврологу.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

  • Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.
  • Искать таблетки из серии «чтобы заговорил». Препаратов с доказанной эффективностью для этой цели не существует, а сомнительные средства могут быть небезопасными.
  • Задействовать методы нетрадиционной медицины.
  • Проводить исследования (реоэнцефалографию, ЭЭГ).
  • Делать массажи с целью «запустить речь».
  • Бесконечно водить малыша по врачам, целителям и шаманам.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

  • Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.
  • Развивать малыша физически. Подвижные игры и игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики, окажут полезное действие и на умение говорить.
  • Создать богатую лингвистическую среду. Родители должны больше разговаривать с малышом и в его присутствии. Приветствуются разговоры, комментарии, стихи и песни на любые темы.
  • Вместе читать. Подходят любые книги. Обилие картинок и тематических вопросов помогут увлечь ребенка. При чтении нужно создавать с малышом диалог.
  • Уменьшить времяпрепровождение с гаджетами. Игры и мультфильмы могут заменять ребенку реальный процесс познания, который требует от него усилий.
  • Вовлекать ребенка в разговоры. Следует спрашивать его мнение, предоставлять право выбора, узнавать о том, где и как он провел время, какие эмоции испытывал (даже если малыш не отвечает).

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Остались вопросы?
Ольга Шемятовская
Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины

Комментарии

Оставить комментарий