Запор у ребенка: при чем тут школа?

автор
Александра Жуковская
Педиатр, Победитель конкурса молодых ученых в 2015 и 2019 году

Многие уверены, что с диагностикой запора все просто: если ребенок редко ходит в туалет — это и есть запор. Однако сразу возникает вопрос: что значит — редко? Некоторые дети старше года ходят в туалет 1–2 раза в день, для других нормально опорожнять кишечник раз в два дня. Частота дефекаций, несомненно, имеет значение для диагностики запора, но важно обращать внимание и на другие симптомы.

Итак, у ребенка, скорее всего, запор, если:

  • он ходит по-большому менее трех раз в неделю;
  • дефекация вызывает у него боль или дискомфорт;
  • ребенок прикладывает значительные усилия, чтобы сходить в туалет, и тужится вхолостую;
  • стул плотный, комковатый, большого диаметра (для определения формы и консистенции кала обычно используется Бристольская шкала, для запора характерны первые два типа);
  • ребенок сознательно удерживает стул, подавляя позывы к дефекации: например, скрещивает и поджимает ноги, а также если поход в туалет /на горшок превращается в сложный ритуал;
  • периодически отмечается недержание кала, трусы испачканы жидким каловым содержимым — так называемое каломазание, или энкопрез.

У ребенка не обязательно должны быть все перечисленные симптомы. Для диагностики запора у детей старше 4 лет достаточно наличия хотя бы двух за последний месяц. При этом частота дефекации не играет решающей роли: если ребенок ходит в туалет каждый день, но с трудом и через боль — это повод пойти к врачу и начать лечение.

К самым частым причинам запора относят:

  • Подавление позывов к дефекации. Проще говоря, ребенок хочет в туалет, но не идет. Чаще всего детям некомфортно пользоваться общественным туалетом в саду/школе и они терпят до дома. Иногда дети слишком увлечены игрой и не хотят отвлекаться. Гораздо хуже, если ребенок сознательно удерживает кал из-за того, что боится боли. Это запускает порочный круг, поскольку чем дольше он терпит, тем больнее ему ходить в туалет: объемные каловые массы травмируют слизистую, приводя к появлению трещин.
  • Изменения в рационе: мало воды и клетчатки, много легкоусваиваемых углеводов. Быстрые перекусы в школе, вечная спешка, отсутствие воды в постоянном доступе — все это ведет к появлению запора во время учебного года. В детском саду режим питания обычно лучше, чем у школьников, но с водой дела иногда обстоят хуже: малыши редко просят пить сами и поэтому обычно получают воду по расписанию, а не по желанию. (Но и тут бывают исключения: например, в самом обычном детском саду, куда ходит мой ребенок, нянечки выносят подносы с кружками во время прогулки, чтобы дети могли утолить жажду прямо на улице, за что я им очень признательна).
  • Смена привычного образа жизни: каникулы заканчиваются, меняется режим дня, школьники проводят большую часть дня сидя за партой без движения. Кроме того, начало учебного года — это всегда стресс, который сам по себе является мощным триггером запора.

Таким образом, в большинстве случаев запор связан с психологическими факторами, несбалансированной диетой, нехваткой жидкости в рационе и малоподвижным образом жизни. Теперь становится понятно, почему проблемы со стулом у детей так часто сопутствуют началу учебного года. Конечно, у запоров есть и другие причины: например, прием некоторых препаратов или слишком ранняя и неудачная попытка приучения к горшку. В редких случаях запор возникает не сам по себе, а становится проявлением другого заболевания. Чтобы исключить такую вероятность, врачи обращают внимание на так называемые «красные флаги»:

  • начало запоров в первый месяц жизни;
  • кровь в стуле (не всегда кровь — признак серьезного заболевания. При запоре несколько капель крови на поверхности кала могут появиться из-за повреждения слизистой во время дефекации);
  • плохой набор массы тела и задержка роста;
  • рвота с желчью;
  • лихорадка;
  • беспокойство, отказ от еды;
  • чрезмерное вздутие живота;
  • пороки развития ануса;
  • слабость в ногах, изменение походки;
  • наличие пучка волос над нижними отделами позвоночника (может быть проявлением Spina bifida);
  • наличие у членов семьи болезни Гиршпрунга и др.

Как бороться с запором?

У каждого ребенка иногда случаются затруднения при дефекации. Если через один-два дня все возвращается к норме — это временный запор. В этом случае поможет коррекция диеты:

  • следите за тем, чтобы ребенок много пил, организуйте в школе и детском саду постоянный доступ к воде (кулер, бутылки с собой);
  • ограничьте употребление сладких газированных напитков и соков (кроме яблочного, грушевого и сливового, они обладают небольшим слабительным эффектом);
  • убедитесь, что в рационе ребенка достаточно пищевых волокон. Они содержатся во фруктах, овощах, отрубях, злаках, сухофруктах и бобах.

Если проблемы со стулом носят хронический характер, ребенок испытывает боль при дефекации и боится ходить по-большому — одной диетой не обойтись, лечение должно быть комплексным и длительным.

Неправильное питание и/или намеренная задержка стула (из-за привычки потерпеть до дома или страха боли) приводят к тому, что в конечных отделах кишечника скапливается большой объем плотного кала. Прямая кишка растягивается и теряет чувствительность — то есть со временем ребенок перестает ощущать позывы к дефекации и задерживает стул уже неосознанно. Новые порции жидкого кала обтекают скопившиеся в прямой кишке твердые каловые массы и выходят наружу через растянутый и неплотно смыкающийся анус. Это приводит к каломазанию. Ребенок не может контролировать этот процесс, а упреки за испачканные трусы только усугубляют его страдания и стресс.

Что делать?

Первым делом необходимо ликвидировать каловый завал с помощью очистительной клизмы. Но стоит помнить о том, что разовое опорожнение кишечника не повлияет на главную причину хронического запора — перерастянутую прямую кишку. Именно поэтому в дальнейшем необходим длительный — в течение нескольких месяцев — прием слабительных препаратов, которые делают стул мягким. За это время тонус кишки и рефлексы нормализуются, ребенок перестанет испытывать боль и бояться дефекаций. Для этой цели обычно используют средства на основе макрогола (полиэтиленгликоля) или лактулозы. Данные слабительные препараты не вызывают привыкания, со временем их постепенно отменяют, и ребенок продолжает самостоятельно ходить в туалет по-большому.

Во время лечения запора:

  • Уделяйте внимание тому, что ребенок ест и сколько пьет (см. выше).
  • Сформируйте правильные туалетные привычки: ежедневно высаживайте ребенка на унитаз или горшок приблизительно в одно и то же время — лучше после еды, а детей, посещающих сад/школу и испытывающих трудности при дефекации в общественном туалете — утром, до выхода из дома. Обратите внимание на позу ребенка во время дефекации: ноги упираются в пол (подставку под унитаз), а не болтаются в воздухе.
  • Узнайте, что именно мешает ему ходить в туалет в саду и школе. Иногда причина кроется в отсутствии туалетной бумаги, дверей на кабинках и так далее — возможно, вам удастся решить эти проблемы с администрацией учебного заведения.
  • Увеличьте двигательную активность ребенка: запишите его в спортивную секцию, совершайте семейную прогулку перед сном.
  • Поощряйте успехи ребенка и не делайте трагедии из-за неудач.
  • Обратитесь за помощью к психологу, если ребенок испытывает сильный стресс и это усугубляет проблему запора.

И главное: оставайтесь спокойной и любящей мамой, вовремя обращайтесь за медицинской помощью и поддерживайте своего ребенка в этой непростой ситуации — и вы увидите, что скоро дело обязательно пойдет на поправку.

Остались вопросы?
Александра Жуковская
Педиатр, Победитель конкурса молодых ученых в 2015 и 2019 году