ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6

Записаться на прием

Адаптация ребенка к детскому саду

автор

Статья подготовлена Еленой Мазуровой – педагогом-психологом с международным опытом, нейропсихологом, мамой троих детей. 

Условно адаптацию можно разделить на психологическую и организационную.

Организационная включает в себя:

1. Введение режима дня. Рекомендуем начинать сдвигать его заранее, в первую очередь, уходить от поздних укладываний.

2. Налаживание утреннего распорядка. Чтобы ребёнку легче было проснуться, включите приятную мелодию (данный способ лучше, чем подъем под мультфильмы).

3. Налаживание отношений с воспитателями и руководителями сада. По возможности познакомьтесь заранее.

Психологическая адаптация включает: подготовку ребенка и родителей, введение ритуалов, перекрытие сепарационной тревоги.

Обязательно продумайте свой личный ритуал прощания и не убегайте/исчезайте, пока ребёнок отвлёкся. До сих пор некоторые воспитатели могут сказать: «Ребенок заигрался, уходите, пока он вас не видит».

Не делайте так! Такой поступок равносилен предательству для ребёнка.

Вы отвели его в незнакомое место и оставили. Куда, через сколько вернётесь – непонятно. Какие ассоциации мы получим? Детский сад-место, куда приводят и оставляют детей.

Ритуалы, которые могут помочь адаптироваться: 

1. Оставьте друг другу поцелуи в ладошках (как в одноименной книге Одри Пенн)

2. Уткнитесь лбами, дайте пять, скрестите пальцы, стукнетесь кулачками, произнесите считалочку и др.

3. Наденьте одинаковые браслетики (от кулонов лучше отказаться из соображений безопасности).

4. Подготовьте заранее сердечки из бумаги и положите в карманы малышу.

Возможно ли мягко адаптировать ребенка к воспитателю?

Идеально, если детский сад войдёт в деревню привязанности (Г. Ньюфельд), то есть будет таким местом, где малыш будет ощущать себя в безопасности и в окружении взрослых, которым можно доверять.

Существует такой способ адаптации, как сватовство. Мы должны рассказывать ребенку, что его очень ждёт воспитатель, передаёт ему привет. Данный способ может работать в обе стороны: малыш рисует открытку, которую подарит воспитателю.

На какие моменты нужно обращать внимание во время адаптации?

Возможны две крайности:

  • С первых дней ребенок радость бежит в группу, согласен остаться на дневной сон, однако через 2-3 недели изо всех сил упирается, закатывает истерики. В таком случае сработал эффект новизны: новое окружение, новые игры. После чего малыш понимает, что это надолго и начинается протест. Поэтому важно плавно вводить детский сад в жизнь. Начинайте с прогулок, после постепенно увеличивайте время нахождения в саду, добавляйте игру, приёмы пищи.
  • Ребенок ни в какую не даёт уйти родителям. Здесь тоже следует действовать без резких изменений – мягко.

Чего ожидать родителям во время адаптации?

Частую смену поведения. В группе он может быть ангелом, но выйдя за порог сада или даже в раздевалку – превращается в демона.

Подобные случаи из ряда «со всеми ведёт себя прекрасно, кроме мамы». Исходя из теории привязанности: худшее поведение демонстрируется с близкими, так как мы доверяем им безоговорочно.

В саду (особенно во время адаптации) дети могут сдерживаться, не давать своим эмоциям волю, ожидая своего взрослого, таким образом расслабляясь и выдыхая.

В такой ситуации лучше всего поможет физическая активность. Прокладывайте маршрут к дому через детскую площадку, где ребёнок «отбегает» свои эмоции. При отсутствии площадок можно прогуляться 10-15 минут.

Во время прогулки поинтересуйтесь, как малыш провёл день. При этом избегайте общих вопросов, спрашивайте конкретно: «Сегодня кто-то ел козявки?», «Над чем ты смеялся?», «Кто пришёл в синих носках?» и др. Одновременно тренируется и память. Далее обязательно делитесь делами, которыми сами занимались в течение дня.

Означает ли плач ребёнка в саду, что ему там некомфортно?

Плакать при расставании – нормально. Хорошо, если через 5-10 минут малыш побежит играть в группу. Ничего страшного не случится, если ребёнок поплачет в заботливых руках взрослого (лучше всего воспитателя).

Что нельзя делать во время адаптации к саду?

1. Убегать не прощаясь.

2. Объединять стрессирующие факторы: завершать ГВ, отказываться от соски или памперса – лучше запланировать это в другое время. К тому же, нужно быть готовым к регрессу в этих сферах.

3. Не демонизируйте сад, если у вас остались плохие воспоминания о нем. Каждый проходит свою историю.

По мнению психологов успешная адаптация в первую очередь зависит от плавности действий и спокойствия. По возможности возьмите отпуск во время периода адаптации, уменьшите дополнительную нагрузку на малыша, постарайтесь максимально разгрузить выходные для того, чтобы поиграть с ребёнком. И не нужно требовать от ребёнка сразу всего: будут капризы, слёзы и истерики. Понимайте и принимайте, как всегда. 

Остались вопросы?