ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6

Записаться на прием

Альтернатива наказаниям

автор
Ольга Викторова
Клинический психолог, Член ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, Специалист по детской и семейной психологии

Психолог Ольга Викторова рассказывает о наказаниях.

Реальные последствия, а не разговоры, формируют поведение человека. Наказание не связано логически с ситуацией поведения, чаще всего это последствие, сформированное от бессилия.

Влияющие на поведение последствия могут быть естественными и логическими. Такие последствия понятны ребенку, потому что они логически взаимосвязаны с поведением, не наносят ребенку физического и психологического вреда. Лишний контроль снижается, поведение формируется более эффективно.

Если родители позволяют ребенку столкнуться с результатом его собственного выбора и поведения, наступают естественные последствия. В жизни ребенка обязательно должны быть ситуации, которые не нуждаются в контроле и правилах, именно в этом случае появляются естественные последствия.

Например, если одеться недостаточно тепло, можно замерзнуть, а брошенная чашка разобьется. В этом случае родителям стоит снять с себя лишнюю ответственность. Пока ребенок сам не ощутит, что он замерз, не стоит одевать его насильно. И не нужно сразу покупать новую чашку, ребенку стоит задуматься о ценности вещей.

Если цена естественного поведения слишком высока или последствия могут и не наступить, родители сами формируют логические продолжения поступков ребенка. Если ребенок бежит на дорогу, не слушая родителей, то весь путь до дома он будет идти за руку. А сломанная дома вещь будет означать отсутствие новой игрушки.

Логическое последствие отличается от обычного наказания двумя важными чертами. Первая – это сфера его возникновения. Безопасность ребенка и соблюдением им границ других людей требуют контроля, и в них формируются логические последствия. И вторая черта – причинно-следственная связь с исходной ситуацией, а не с произвольным желанием или настроением взрослого. В конечном итоге, родители могут ограничить опасное поведение ребенка, уведя его от дороги или не дав играть с огнем. Именно у родителей есть реальные рычаги воздействия.

*имеются противопоказания, необходима консультация специалиста

Остались вопросы?
Ольга Викторова
Клинический психолог, Член ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, Специалист по детской и семейной психологии