Выберите клинику

Как выбрать игрушки для младенца?

автор
Дарья Иванченко
Логопед-дефектолог, Член Гильдии дефектологов

В этой статье я хочу донести до молодых мам две основные мысли:

Основной игрушкой для ребёнка от рождения до года является мама и другие значимые люди, которые общаются с ребёнком ежедневно. Эмоциональное общение, тесный контакт, частое изменение положения тела ребёнка в пространстве, обеспечение ребёнку возможности движения и соприкосновения с окружающим, чуткость к потребностям малыша – всё это обеспечит важные для гармоничного развития вещи.

Предметный мир в этом возрасте вторичен, он является инструментом, приятным дополнением к общению взрослых с малышом. А значит, игрушки должны быть такими, чтобы доставлять эстетическое и сенсорное удовольствие взрослому, а ребёнку обеспечивать безопасность и возможность взаимодействовать с ней максимально эффективным способом.

К примеру, огромный плюшевый медведь в кровати младенца может радовать глаз папы, но точно не обеспечивает ни безопасности, ни развития. Игрушка из дешевого тонкого пластика может расколоться и поранить малыша, а погремушка, подобранная без учета размера руки младенца своей функции не выполнит – он просто не сможет эту погремушку удерживать и уж тем более поднимать и перекладывать из руки в руку.

Тем более важно знать всё это, если родителю известно, что развитие ребёнка пойдёт по особому пути в связи со статусом здоровья (родовая травма, генетический синдром, хроническое заболевание, установленное снижение слуха или зрения с рождения) или если ребёнок с рождения по тем или иным причинам оказывается в больнице, в условиях депривации, т.е. недостаточности сенсорного воздействия и стресса.

У каждой игрушки в этом возрасте есть предназначение. Игрушка решает задачи развития той или иной функции. Зная основные этапы развития ребёнка первого года жизни, вы сможете подбирать игрушки для данного этапа. А верхом мастерства будет умение подобрать набор игрушек, которые будут решать сразу несколько задач, прослужат долго (весь первый год жизни ребёнка), доставят радость маме и малышу и сэкономят бюджет молодой семьи.

Умение сосредотачивать взгляд, следить за перемещением, хватать, удерживать, перекладывать из руки в руку, знакомиться с разными текстурами, формировать связь глаз-рука, познавать причинно-следственные связи и присваивать их себе, своему телу: «дотянулся до игрушки и захватил – она в руке», «отпустил - игрушка упала», «ударил – что-то зазвучало», «тронул - мяч укатился», учиться удерживать позу и передвигаться сначала ползком, затем на четвереньках и потом на двух ногах – эти задачи первого года жизни могут решаться с помощью игрушек.

Сразу хочу напомнить молодым родителям, что ни цифры, ни буквы, ни геометрические фигуры не являются развивающим компонентом для маленьких детей, т.к. являются символами, знаковыми системами, а для их познания нужно овладеть миром предметов через ощущения.

Как же не отчаяться при выборе игрушек, когда вокруг столько всего?

В идеале, у будущей мамы должно быть подобие плана по игрушкам, который она составит сама после похода в реальный или интернет-магазин, может быть с помощью более опытных подруг, старших сестёр, которые помогут удержаться от лишних покупок. К тому же в диалоге со знакомыми и подругами может выясниться, что через месяц вам отдадут несколько игрушек и тратиться не придется.

Также можно составить список желаемых игрушек и раздать друзьям, чтобы они не мучались, что подарить. Если ваш личный бюджет совсем невелик, то игрушки для первого года жизни можно делать самой. Главное, помнить, кто главная игрушка.

Для расширения границ советую посмотреть чудесный фильм «Малыши» (Франция, 2010) о том, как растут маленькие дети в разных частях нашей планеты в первый год своей жизни.

Каким игрушкам отдавать предпочтения?

  • Натуральные материалы всегда предпочтительнее. Есть много невероятно приятных деревянных, вязаных и сшитых игрушек для малышей.
  • Пластиковые игрушки легко моются, могут быть супер-лёгкими и при этом выдерживать многократные бросания с высоты.
  • Контрастные игрушки для совсем маленьких позволяют сразу  привлекать внимание к себе.
  • 2-3 игрушки одного назначения для разнообразия впечатлений. К примеру, одна подвеска в кроватку может быть звучащей от удара рукой, вторая - с маленькими яркими удобными для захвата игрушками, третья - с мягкими, разными по текстуре элементами.

Остались вопросы?
Дарья Иванченко
Логопед-дефектолог, Член Гильдии дефектологов