Моторное развитие малышей

автор

Многие родители переживают из-за того, что их ребенок к 8 месяцам еще не сидит, или не пошел, как у знакомой в 10 месяцев.

Невролог Надежда Столярова поможет разобраться на что обратить внимание и почему не стоит расстраиваться в некоторых случаях.

Каждый малыш имеет генетически заложенную программу двигательного развития, так называемый, моторный онтогенез. Он обусловлен биологическими факторами и дошел до нас в ходе эволюции, обретя отточенные тысячелетиями естественного отбора этапы.

Этапы моторного онтогенеза в целом совпадают для каждого человека на земле. При этом в них включены не только знакомые всем «держит голову-переворачивается-сидит-ползет-ходит», но и множество промежуточных, не менее значимых стадий (контакт рука-рот, наклонное сидение, подъем у опоры и пр.)

Периоды прохождения данной программы индивидуальны для каждого ребенка и практически полностью предопределены генетически.

Не нужно пытаться «простимулировать» малыша к более быстрому развитию - это не даст ему значимой пользы, не станет показателем его способностей и гарантией успешности в будущем.

Имеются примерные ориентиры по срокам приобретаемых навыков, которые используют, чтобы понимать, здоров ли малыш. Но важно не забывать, что коридор нормы довольно широк, и стоит обращать внимание не только на сроки приобретенных навыков, но и на путь, который предшествовал освоению этого навыка.

Перейдем к критическим срокам, на которые нужно ориентироваться при диагностике:

  • к 4 месяцам малыш обычно хорошо лежит на животе, поднимает голову и опирается на предплечья
  • к 9 месяцам способен поддержать позу сидя без поддержки
  • нормальный срок формирования навыков ходьбы - до 18 месяцев.

В случаях, когда дети «выходят» за рамки данных сроков, возможны несколько причин:

  • 1. Имеется неврологическая проблема
  • 2. Среда, окружающая малыша, не способствует обретению двигательных навыков (его постоянно носят на руках, не отпускают на пол и т.п.)
  • 3. Это особенность ребенка и он освоит навык чуть позже, чем большинство его сверстников. Норму определяют не по 100% здоровых детей, а по 95%, оставшиеся 5% абсолютно здоровы, но немного отличаются от других.

Разобраться с причинами, вызывающими задержку моторного развития помогут специалисты: педиатры, неврологи, физические терапевты.

Обращаем внимание, что нельзя «стимулировать» ребенка самостоятельно, проводя агрессивный массаж через плач, выполняя неправильные упражнения (переворот за ногу или вождение ребенка за руки в начале ходьбы). Своими действиями мы можем помешать реализации логичной и отточенной программе развития.

Стоит понимать, что, если ребенок находится в стрессе, то ему сложно чему-либо научиться. Поддерживайте и любите своих малышей.

*имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

Остались вопросы?