ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6
ул. Петра Алексеева, 14

Записаться на прием

Почему наказания не работают?

автор
Ольга Викторова
Клинический психолог, Член ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, Специалист по детской и семейной психологии

Мы живем в современном демократическом обществе, но до сих пор не утихают споры по поводу воспитания детей и наказаниях.

Обычно, под наказанием понимают ряд неприятных мер, направленных в ответ на неприемлемое поведение.

Обратимся к истории и вспомним: во времена крепостного права, рабовладения, тотального патриархата наказания считались нормой даже в отношении взрослых. Но те времена прошли, изменились законы, а традиционное наказанием всё также считается приемлемым последствием за определенные поступки или действия в отношении детей.

Для взрослых наступают логичные демократические последствия: если плохо работать, то можно лишиться премии; за убийства людей попадают в тюрьму, так как убийца опасен для общества и др.

Но по отношению к детям до сих пор зачастую применяется физическая сила, унижения или необоснованные лишения. Хорошего результата от таких действий ждать не стоит, чему есть ряд причин:

  • Общество изменилось и дети это хорошо понимают. Они знают, что теперь за проступок никого не будут сечь розгами. Авторитарные методы становятся неактуальными, а их последствия бумерангом возвращаются к воспитателям. И в результате использования таких мер мы получаем не самого адаптивного и успешного члена общества.
  • Со своей стороны общество выражает несогласие к жёсткому обращению с детьми и человек, который считает такое воспитание нормой, не вписывается в контекст общества, где отдают предпочтение иным качествам личности. И это качество будет отличаться и не в пользу тех, к кому применялась традиционная система наказаний. Стоит задуматься: кем вы хотите видеть своего ребёнка?
  • Наказание включает в себя применение и демонстрацию силы, а также акцентируется внимание на саму ситуацию проступка и наказания. Это, в свою очередь, подкрепляет неправильные цели поведения у детей (борьба за власть, внимание, месть, беспомощность), а значит плохое поведение повторится вновь. А иные дети, наоборот, будут чересчур пассивными и покорными, подчиняясь любому (поведение жертвы).

Элизабет Т. Гершофф и Эндрю К. Гроган-Кейлор из университета Техаса и Мичигана проводили масштабное исследование этой темы и сделали заключение, что от телесных наказаний нет пользы. А негативные последствия у детей сохраняются в долгосрочной перспективе независимо от тяжести наказания.

Наш соотечественник А.И. Захаров в советские годы описывал в теоретическом и практическом приложении связь невроза у ребёнка с неадекватным воспитанием родителей.

В чисто экспериментальных исследованиях Скиннера по формированию поведения обнаружилось, что неприемлемое поведение, за которым следует наказание, никуда не исчезает в долгосрочной перспективе, но может видоизменяться самым неожиданным образом; часто новое поведение оказывается ещё менее желательным, чем наказуемое. Кроме того, как только угроза получения наказания исчезает, негативное поведение вновь и вновь повторяется.

Остались вопросы?
Ольга Викторова
Клинический психолог, Член ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, Специалист по детской и семейной психологии