ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6

Записаться на прием

Развитие речи

автор

Родители часто беспокоятся о развитии речи у детей. Когда нужно обращаться к врачам, если ребенок не говорит? Как это сделать вовремя?

Процесс формирования речи очень индивидуальный, хотя возрастные нормы все же существуют. Если возникает задержка речи, необходимо понять, какие проблемы скрываются за этим симптомом. Понимание причин задержки формирования речи определяет дальнейшее направление работы.

В случае расстройства экспрессивной речи ребенок активно взаимодействует со взрослыми, понимает обращенные к нему слова и просьбы, у него присутствует указательный жест, но нет активной речи. Бывает так, что ребенок после долгого периода молчания начинает говорить внезапно и много, так компенсируется задержка. Но иногда чтение книг и взаимодействие с родителями не помогают появлению речи. В этом случае требуется консультация невролога и логопеда.

Нарушение речи может оказаться следствием снижения слуха. У маленьких детей нет возможности пожаловаться на плохой слух, поэтому неврологи часто рекомендуют осмотр ЛОРа и сурдолога для исключения патологии.

При нарушении коммуникации (отсутствие зрительного контакта, совместного внимания, указательного жеста), а также недостаточной динамике в формировании речи с младенчества (гуление, лепет, слоги, слова) можно заподозрить более серьезные причины. К таким причинам может относиться расстройство аутистического спектра. Невролог может рекомендовать консультацию психиатра и необходимые занятия. С полутора лет возможно прохождение скринингового тестирования M-CHAT-R для выявления рисков.

На формирование речи влияют редкие генетические заболевания. Обычно они сопровождаются другими задержками развития (врожденный гипотиреоз, синдром Дауна и т.д.).

К врачу стоит обратиться, если ребенок возрастом до полугода не реагирует на звуки, в 6-9 месяцев не гулит, в год не говорит слоги («ма-ма», «па-па»), в 15 месяцев не указывает жестом на предмет и не использует слова для своих запросов. В полтора года дети обычно используют около 5 слов и вовлекают взрослого в описание значимых событий (как летит птица, едет грузовик). К двум годам появляются словосочетания («дай куклу»). Эти сроки могут варьироваться, важно отслеживать динамику развития речи в целом.

Совершенно точно в развитии речи не помогут ноотропы («Пантогам», «Кортексин»), препараты глицина, «Элькар», массаж, остеопатия и физиотерапия, знахари. Препараты могут быть опасными, остальные методы в лучшем случае бесполезны.

В случае сомнений по поводу речевого развития лучше всего обратиться к неврологу. Врач определит причины, проведет диагностику и выработает дальнейший план действий.

Остались вопросы?