ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6
ул. Петра Алексеева, 14

Записаться на прием

Задержка психического развития

автор
Александра Печенкина

Мы уже писали о там, что диагноза «задержка психического развития» в доказательной психиатрии нет. Сегодня перечислим самые частые реальные диагнозы, которые могут скрываться за этим.

Расстройство аутистического спектра

Часто неговорящий малыш с «ЗПР» — это малыш с РАС. Очень обидно, когда вместо занятий в подходе АВА и/или Денверской модели ребёнку прописывают болезненные уколы, бесполезные таблетки или вовсе «подождать». В отношении расстройств развития время — самый ценный ресурс

Нарушение слуха

Иногда у ребёнка бывает нарушен слух на некоторые частоты. Тогда он с рождения не может полноценно воспринимать обращённую к нему речь и формировать свою. При этом скрининг в роддоме может быть в норме, а сам малыш может реагировать на падающие предметы, хлопки и т.п.

Такому малышу нужна специфическая траектория помощи и как можно раньше. Поэтому всех деток с нарушениями речи вне зависимости от диагноза мы направляем на исследование слуха — коротколатентные слуховые вызванные потенциалы (КСВП), чтобы вовремя решить проблему или убедиться, что её нет.

Расстройство развития речи

Нарушения речи бывают разные:

  • ребёнку трудно строить предложения
  • он плохо понимает речь
  • вовсе не говорит и др.

Если диагностировано только нарушение речи без сопутствующих расстройств, помощь ребёнку будет основываться на логопедических занятиях

Умственная отсталость Как правило, в раннем возрасте заметны только самые тяжёлые степени умственной отсталости. Лёгкую и умеренную мы видим только ближе к 5-7 годам

Но это состояние накладывает отпечаток на занятия с ребёнком в любом возрасте, и при грамотном осмотре и опросе можно заподозрить это состояние на приёме: такой малыш будет медленнее осваивать навыки, быстро забывать пройденное, не сможет распространять выученное на похожие ситуации и т.д.

Такому пациенту будут полезны логопеды, дефектологи, специалисты по АВА- и Денверской терапии. По мере взросления необходимо будет уточнить диагноз и степень снижения интеллекта, чтобы подобрать оптимальную образовательную программу

СДВГ

Иногда ЗПР ставят и детям с СДВГ, называя их «эмоционально незрелыми». Но докопаться до истины очень важно, чтобы осознанно применять стратегии помощи при СДВГ:

  • тренинги навыков для родителей и подростков
  • курсы для учителей
  • система поощрений и наказаний
  • фишки для организации среды
  • при необходимости – лекарственная терапия

За ЗПР может скрываться дислексия, дискалькулия, дисграфия, нарушения поведения

Как видно, каждый диагноз требует своего особого подхода, поэтому важно максимально полно описать трудности ребёнка, а не сводить всё к трем буквам «ЗПР». Только так можно сформировать индивидуальный маршрут, который поможет маленькому пациенту

Остались вопросы?
Александра Печенкина