Расстройства аутистического спектра

автор
Ольга Шемятовская
Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины

Расстройство аутистического спектра (РАС) — нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а также ограниченными, повторяющимися моделями поведения.

Откуда берётся РАС?

Никто точно не знает. На настоящий момент больше всего достоверных данных за то, что РАС вызваны генетическими факторами, которые направляют развитие мозга по несколько другому пути.

Абсолютное большинство данных, полученных в результате качественно проведённых исследований, не подтверждают связь между вакцинацией и РАС.

С РАС могут быть ассоциированы интеллектуальные нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также некоторые эпилептические синдромы. РАС чаще встречается у детей с определенными генетическими заболеваниями, чем среди населения в целом.

Основные проявления РАС:

  • Отсутствие/регресс/задержка речи. Речь может быть нетипичной: рассказ о себе во 2 или 3 лице после 3 лет, только на определенные темы, повторение слов, сказанных другими; умеет, но не хочет говорить.
  • Отсутствие стремления делиться удовольствиями, интересами или достижениями; незаинтересованность во взаимодействии с другими; отсутствие зрительного контакта, ответной улыбки, непереносимость тактильного контакта.
  • Нарушение использования жестов, мимики и т.п.; монополизация разговора; неспособность понять юмор или сарказм.
  • Неспособность сформировать и поддерживать отношения со сверстниками (одиночные игры, агрессия, несоблюдение социальных условностей).
  • Стереотипное и повторяющееся поведение: раскачивание, перебирание чего-то в руках, ритуалы.

(!) Все эти симптомы, разумеется, должны проявляться постоянно, тогда это повод обратиться к врачу и только тот, после тщательного осмотра и исключения других схожих состояний сможет поставить диагноз. Также можно пройти M-CHAT-R — тест на ранние признаки аутизма.

Хотя отдельные признаки можно заметить уже в год, диагноз РАС может быть поставлен не раньше 2-3 лет.

Что делать, если диагноз РАС подтвержден?

Цель лечения состоит в том, чтобы приблизить ребенка к независимости и улучшить качество жизни. Лечение складывается из поведенческих и образовательных вмешательств, направленных на основные симптомы. Программа лечения должна быть в высшей степени индивидуальной и подстраиваться под возраст, развитие и особенности ребёнка.

Основные принципы лечения:

  • Специфического фармакологического лечения РАС не существует.
  • Программа лечения должна быть изменена по мере изменения потребностей ребенка.
  • Максимально дружелюбная среда обучения.
  • Не менее 25 часов занятий в неделю, план занятий структурирован и предсказуем.
  • Учебный план с упором на внимание, имитацию, общение, игры, социальное взаимодействие, коррекцию поведения и самозащиту.
  • Один из основных инструментов: АВА-терапия (прикладной анализ поведения), ее элементы подходят всем.
  • Остальные методы терапии имеют низкий уровень доказательности, однако могут применяться с осторожностью при хорошем ответе конкретного ребёнка (речь не идет о хелировании, микротоках — доказательной базы нет в принципе).
  • Традиционная трудовая терапия часто используется для улучшения адаптивных способностей и улучшения мелкой моторики.
  • Активное участие семьи и обучение родителей значительно улучшит результаты.

Остались вопросы?
Ольга Шемятовская
Невролог, Член Российского межрегионального общества по изучению боли, Член Общества специалистов доказательной медицины