ул. Южнобутовская, 69
ул. Трубная, 35
Ломоносовский проспект, д.7, к.5
ул. Маршала Бирюзова, 4к1
Комсомольский проспект, 32
Дербеневская улица, дом 6

Записаться на прием

Что означает словосочетание «ведущая деятельность»?

автор
Дарья Иванченко
Логопед-дефектолог, Член Гильдии дефектологов

Под ведущей деятельностью подразумевают этап развития, который определяет потребности ребенка и помогает взрослым понять, что лучше всего сделать для развития ребенка в этом возрасте.

  • Эмоциональное общение.

    Ребёнку в возрасте до года важно эмоционально общаться со значимым взрослым. На этом этапе дети нуждаются в проявлениях заботы и любви, позитивных реакциях на достижения в соответствии с возрастом, эмоциях взрослого.

    Простыми словами — радость и счастье лишь от того, что ребёнок существует и проявляет активность.

  • Этап манипулятивной деятельности.

    Малыш изучает мир вокруг через ощущения. Для ребёнка необходимо обеспечить стабильность и безопасность окружающей среды, в то же время она должна быть интересной, наполненной различными цветами, фактурами, запахами, вкусами, размерами, температурой, звуками и меняющимся освещением.

    Взрослые предлагают детям потрогать, понюхать, попробовать на вкус, пощупать ручками, толкнуть, катать, уронить, бить, стучать и пр. – все действия, интересующие малыша.

    Когда взрослые дают детям в этом возрасте карточку с картинкой, например, то ребёнок получит однотипный стимул- картон, прямоугольник и какой-то рисунок.

    На данном этапе малыш наблюдает какие изменения произошли с предметом,если его взять или уронить, покатить, сжать и т.д. Таким образом выстраиваются первые причинно-следственные связи.

    Если толкнуть мяч, то он укатится; если опереться на стул, то он будет отъезжать и неприятно заскрипит, а вот диван более надёжен.

  • Орудийная деятельность.

    Дети начинают замечать, что взрослые с некоторыми предметами осуществляют одинаковые повторяющиеся действия: вилкой едят, полотенцем вытирают, из чайника наливают воду.

    Малыши начинают выполнять действия, похожие на те, которые увидели ранее.

    Таким образом формируются простые аналогии, начальные обобщения, становятся понятными значения глаголов и признаков.

  • Сюжетно-ролевая игра.

    В возрасте примерно трёх лет ребёнок имеет достаточный опыт взаимодействия с миром. Образы действий, признаков и предметов уже хранятся в памяти,поэтому ребёнок вспомнит их по слову и тут же сможет представить.

    В это время дети играют в сюжетно-ролевые игры - сочиняют на ходу, используют предметы-заменители или предметы - символы или могут договориться о том, что у них “как будто” есть дом или они “как будто принцессы”.

    Дети уже могут воспроизвести цепочку действий, перевоплотиться в другого персонажа, потому что ранее сталкивались с ним, имеют о нем представление и способны подражать.

    Этот этап длится до возраста 6,5-7 лет. Игры будут становиться сложнее до той поры, пока не настанет время идти в школу.

  • Учебная деятельность.

    Дети на этом этапе способны использовать отвлеченные понятия и переходить к знаковой системе.

    Ребёнок учится управлять своими импульсами, выдерживает время за партой, действует по правилам.

    Перескакивание через определенные ступени (этапы) может привести к негативным последствиям: неврозам, дезадаптации, отсутствию любознательности к окружающему, трудностям в установлении длительных тёплых отношений.

Остались вопросы?
Дарья Иванченко
Логопед-дефектолог, Член Гильдии дефектологов